Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
города Южно-Сахалинска
Принято
на Педагогическом совете
МАОУ СОШ № 1
Протокол № 4 от 25.11.2024 г.
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 1
____________ Т.Ю.Збрицкая
Приказ от 13.12.2024 г. № 608-п
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМАХ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании ст. 17, ч. 3 ст. 44 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования", Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования", Приказ Минпросвещения России
от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования", Устава образовательной организации (далее –
Школы).
1.2. Настоящее Положение определяет порядок:
– реализации в Школе принципа свободы выбора получения образования согласно
склонностям и потребностям человека, создания условий для самореализации каждого
человека, свободного развития его способностей;
– реализации права выбора форм обучения обучающимися и родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся.
1.3. В Положении используются следующие понятия, термины и сокращения:
– индивидуальный учебный план (далее – ИУП);
– учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося;
– очная форма обучения – форма обучения, предполагающая посещение
обучающимися занятий, проводимых в Школе, в объеме, предусмотренном учебным планом
в рамках осваиваемой образовательной программы соответствующего уровня общего
образования;
– очно-заочная форма – форма обучения, сочетающая в себе черты самостоятельной
подготовки и очного обучения, при которой объем очных занятий по каждому предмету
должен составлять не менее 50% об общей учебной нагрузки;
– заочная форма – форма обучения, сочетающая в себе черты самостоятельной
подготовки и очного обучения;
– самостоятельная работа – индивидуальная или коллективная учебная деятельность,
осуществляемая без непосредственного руководства педагогических работников.
В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или)
дополнения.
2. Содержание образования и организации обучения в различных формах
2.1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» образование
может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования). Дети, получающие образование в форме
самообразования или семейного образовании по основным общеобразовательным
программам общего образования, не относятся к контингенту обучающихся Школы.
2.2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с
учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной
или заочной форме.
2.3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального
закона «Об образовании в РФ» промежуточной и государственной итоговой аттестации в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Для всех форм обучения в
пределах конкретной основной образовательной программы соответствующего уровня
общего образования действует единый федеральный государственный стандарт
соответствующего уровня общего образования.
2.4. Сроки получения общего образования (соответствующего уровня) в зависимости
от формы обучения (по очной, очно-заочной и заочной формам) установлены по конкретным
уровням общего образования. Начало учебного года при реализации общеобразовательной
программы соответствующего уровня общего образования в Школе может переноситься в
очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не
более чем на три месяца. Окончание учебного года определяется учебным планом по
конкретным ООП освоения в рамках получения соответствующего уровня образования для
очно-заочной и заочной форм обучения, который разрабатывается Школой самостоятельно.
2.5. Независимо от формы обучения (очной, очно-заочной и заочной) содержание
начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется
соответствующими образовательными программами, разрабатываемыми и утверждаемыми
Школой самостоятельно.
2.6. При реализации общеобразовательных программ во всех формах обучения
используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
2.7. Реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на
основании договоров о сетевой форме реализации образовательной программы, заключаемых
между Школой и организациями-партнерами.
2.8. Допускается сочетание различных форм обучения и форм получения образования.
Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего образования, независимо
от формы обучения (очной, очно-заочной и заочной), предоставляется право пользования
всеми ресурсами Школы и ее инфраструктурой.
2.9. По желанию обучающегося, родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося возможен переход на другую форму обучения.
3. Порядок выбора формы обучения
3.1. Обучающий самостоятельно выбирает форму обучения при условии получения
основного общего образования или после достижения 18 лет. До достижения указанных
условий выбор формы обучения осуществляется родителями (законными представителями)
обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося формы обучения учитывается мнение ребенка, а также рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии при их наличии.
3.2. Выбор формы обучения осуществляется по личному заявлению обучающегося
(после достижения 18 лет) или родителей (законных представителей) обучающегося.
3.3. При выборе очно-заочной, заочной формы обучения, образовательная организация
осуществляет необходимые психолого-педагогические и методические консультации,
обеспечивающие осознанный выбор формы обучения.
3.4. Изменение формы обучения осуществляется приказом директора Школы, на
основании заявления обучающегося, родителей (законных представителей).
4. Организация образовательной деятельности по очной форме обучения
4.1. Освоение общеобразовательных программ по очной форме обучения предполагает
обязательное посещение обучающимися учебных занятий по предметам учебного плана
согласно расписанию. Основной формой организации образовательной (учебной)
деятельности по очной форме обучения является урок.
4.2. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы общего образования по
очной форме обучения, проходят текущую и промежуточную аттестацию по всем предметам
учебного плана в соответствии с локальными нормативными актами Школы.
4.3. Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего образования по
очной форме обучения, предоставляются на время обучения учебники и другая литература,
имеющаяся в библиотеке Школы.
4.4. Организация образовательного процесса по очной форме обучения
регламентируется расписанием занятий, которое утверждается директором Школы.
4.5. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий,
которые проводятся в Школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке,
установленном локальными нормативными актами Школы.
5. Организация образовательной деятельности по очно-заочной и заочной
формам обучения
5.1. При обучении в очно-заочной или заочной форме обучающийся имеет право на
обучение по ИУП, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой
образовательной программы, в порядке, установленном Положением об индивидуальном
учебном плане в Школе.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его
продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного учащегося.
5.2. Освоение общеобразовательных программ начального, основного и среднего
общего образования в очно-заочной и заочной форме возможно для всех обучающихся,
включая:
– нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию;
– выезжающих в период учебных занятий на учебно-тренировочные сборы в составе
сборных команд РФ на международные олимпиады школьников, тренировочные сборы,
российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры и т. п.
5.3. При освоении основных общеобразовательных программ соответствующего
уровня общего образования в очно-заочной и заочной формах образовательная организация
предоставляет обучающемуся: контактные данные (телефон, адрес сайта, адрес электронной
почты); учебный план; план учебной работы на четверть/полугодие; расписание занятий,
учебники; перечень самостоятельных работ с рекомендациями по их выполнению;
методические материалы для выполнения заданий, а также в случае организации
электронного обучения или обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий – условия доступа к сервису (логин/пароль, личный ключ доступа), правила
пользования сервисом, регламент работы сервиса и его адрес.
5.4. Образовательная деятельность при очно-заочной, заочной форме обучения
организована по: учебным четвертям/полугодиям с прохождением по окончании учебного
года промежуточной аттестации. Порядок, формы, и сроки проведения промежуточной
аттестации обучающихся определяются в соответствии с локальным актом Школы.
5.5. Образовательная деятельность обучающихся при очно-заочной, заочной формах
обучения предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное
занятие, консультация, лекция), самостоятельную работу, выполнение учебного проекта, а
также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
5.6. При очно-заочной и заочной формах обучения оценка качества освоения
образовательной программы (соответствующего уровня образования) включает текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся.
5.7. Обучающиеся на заочной и очно-заочной формах обучения, освоившие
общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования,
проходят государственную итоговую аттестацию в установленном порядке.
5.8. Организация заочной формы обучения:
5.8.1. Заочная форма – форма обучения, сочетающая в себе черты самостоятельной
подготовки и очного обучения, и характеризующаяся этапностью. Объем очных занятий с
обучающимися составляет 15% от общей учебной нагрузки для данного класса за год.
5.8.2. При заочной форме обучения основной формой организации образовательной
деятельности в Школе является экзаменационная сессия, включающая в себя: обзорные и
установочные занятия, выполнение практических /лабораторных работ, выполнение
контрольных работ, тестов, диктантов, проектов и другие виды работ учебной деятельности.
5.8.3. Экзаменационная сессия проводится 1 раз в четверть. Сроки проведения сессии
(расписание) утверждаются приказом директора школы о переходе учащегося на обучение в
заочной форме и согласовываются с родителями (законными представителями) обучающихся.
Текущий контроль по каждому учебному предмету осуществляется не позднее последнего
дня четверти в соответствии с календарным учебным графиком. Отметки, полученные во
время сессии, выставляются в электронный журнал. В случае отсутствия учащегося в период
сессии по уважительной причине (подтверждается справкой или другим документом) сроки
сессии переносятся и утверждаются приказом директора школы. В случае отсутствия
учащегося по неуважительной причине в электронном журнале выставляется «неаттестация».
5.8.4. Директором школы утверждается расписание консультаций (не более одной
консультации по предмету в четверть). Между консультацией и днем сдачи работы по
учебному предмету должно быть не менее двух дней.
5.8.5. Учителя имеют право дать долгосрочное домашнее задание на межсессионный
период.
5.8.6. Сессия обеспечивает управление обучающегося заочной форм обучения и
проводится с целью определения:
уровня освоения теоретических знаний по учебной программе, курсу, модулю;
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы соответствующего уровня общего образования;
умений применять полученные теоретические знания при решении практических
задач и выполнении лабораторных и практических работ;
наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой иными
информационными.
5.9. Организация очно-заочной формы обучения:
5.9.1. Обучение по очно-заочной форме осуществляется при обязательном выполнении
федеральных государственных образовательных стандартов по одному или нескольким
предметам учебного плана конкретного класса Школы.
5.9.2. Очно-заочная форма – это форма обучения, сочетающая в себе черты
самостоятельной подготовки и очного обучения, при которой объем очных занятий по
каждому предмету должен составлять не менее 50% об общей учебной нагрузки.
В период самостоятельной подготовки осуществляется текущий контроль по каждому
учебному предмету в соотношении: 1-2 недельных часа по учебному предмету соответствует
одной работе по предмету 1 раз в 3 недели, 3-4 недельных часа – 1 раз в 2 недели, 5-6
недельных часов по учебному предмету соответствует одной работе по предмету 1 раз в
неделю.
5.9.3. Директором утверждается график консультаций (не более одной консультации по
предмету в неделю) и график сдачи работ по текущему контролю, согласованный с
родителями (законными представителями) обучающихся.
6. Организация получения общего образования в форме семейного образования
6.1. Общее образование вне Школы может быть получено в форме семейного
образования, среднее общее образование - в форме самообразования.
6.2. Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей
(законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить
его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право
на сочетание форм получения образования и обучения.
6.3. Обучающиеся в форме семейного образования имеют право пройти
промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную
аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего и
среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную
итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по
соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной образовательной
программе, бесплатно. Порядок организации прохождения промежуточной и государственной
итоговой аттестации для экстернов такой же, как и для обучающихся в очной форме.
6.4. Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и
образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о
прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации и приказ
директора о приеме лица для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой
аттестации.
6.5. При зачислении обучающегося в образовательную организацию при получении
общего образования в форме семейного образования, Школа несёт ответственность только за
организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение
соответствующих академических прав обучающегося.
6.6. Родители (законные представители) детей, выбравших форму получения
образования вне Школы, информируют Департамент образования администрации города
Южно-Сахалинска о выборе формы получения образования и лично предоставляют в
Департамент образования, в течение трех рабочих дней, следующие документы: заявление
установленного образца на имя директора Департамента образования; копию заявления об
отчислении из Школы в связи с изменением формы получения образования, заверенную
директором, копию приказа об отчислении из Школы, заверенную директором. Мнение
ребенка об изменении формы получения образования оформляется на заявлении родителя
(законного представителя)
6.7. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в форме семейного образования, самообразования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают
получать образование в образовательной организации. Академической задолженностью
признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин.
6.8. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и Школа,
обеспечивающая получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны
создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить
контроль за своевременностью ее ликвидации.
6.9.
Деятельность
учащихся,
имеющих
академические
задолженности,
регламентируется Положением о ликвидации академической задолженности.
6.10. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут
присутствовать на промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских
показаний или по рекомендации психолога и должны быть информированы в письменном
виде об уровне усвоения учащимся общеобразовательных программ.
6.11. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению
Педагогического совета Школы.