ПОЛОЖЕНИЕ об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№ 1
города Южно-Сахалинска
ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета

Директор МАОУ СОШ № 1

Протокол от 11.07.2024г № 20/1

________________Т.Ю.Збрицкая
Приказ от 12.07.2024 № 347-п

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в Муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении средней школе № 1 города Южно-Сахалинска
(далее – Школа) общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (далее Положение).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии: ст. 16, ст. 28 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 19.34
Приложения к рекомендациям субъектам Российской Федерации по подготовке к
реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", утвержденных
письмом Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об
образовании в Российской Федерации", Порядком применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816,
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования", Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования", Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413,
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования", Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,

отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом Школы.
1.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
применяются в целях:
- предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы
независимо от местонахождения и времени;
- повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения
и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- индивидуализации обучения с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья обучающихся (при отсутствии
медицинских противопоказаний).
1.4. В настоящем Положении используются термины:
Электронное обучение (далее - ЭО) – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
1.5. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации
образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий является место нахождения Школы независимо от места
нахождения обучающихся.
1.6. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
- образовательные онлайн-платформы;
- цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
- видеоконференции, вебинары;
- видеоконференцсвязь, электронная почта;
- облачные сервисы;
- электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
1.7. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение
в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с
применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной
деятельности: уроки; практические занятия; лабораторные работы; контрольные работы;
самостоятельная работа; консультации с педагогами; научно-исследовательская работа;
текущий контроль; промежуточная аттестация.
1.8. Сопровождение организационных форм учебной деятельности может
осуществляться в следующих режимах: тестирование онлайн; изучение материала онлайн;
консультации онлайн; предоставление методических материалов; сопровождение офлайн
(проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной
аттестации).
1.9. Дистанционное обучение осуществляется посредством обязательного

взаимодействия всех участников образовательного процесса в следующих форматах:
- режимах онлайн и офлайн с использованием существующих общедоступных
платформ (сервисов);
- в режиме офлайн с размещением учебных материалов на облачных ресурсах;
- консультирование в режимах онлайн и офлайн;
- обучение в режиме онлайн;
- самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на
бумажных носителях).
1.10. Настоящее положение определяет также порядок и условия проведения
промежуточной аттестации в отдельных случаях, оговариваемых настоящим положением.
2. Цели и задачи.
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения
программ общего образования непосредственно по местожительству или месту их временного
пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении
материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной
работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения способствует решению следующих задач:
- создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
- повышение качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
- открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного
процесса в любое удобное для обучающегося время;
- создание единой образовательной среды образовательной организации;
- повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной
работы обучающихся;
- повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся
возможности освоения программ общего образования непосредственно по местожительству
или месту временного пребывания;
- принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового
поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях
учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения
учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых
средств обучения;

- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам
использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
- обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
- обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
- обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах,
конкурсах.
3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются:
обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники
образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Организация дистанционного обучения согласуется с родителями (законными
представителями) обучающихся и подтверждается в форме письменного заявления.
3.3. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные
программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской
Федерации.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для
обучающихся по основным направлениям учебной деятельности.
3.5. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют
педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.6. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с
использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным
образовательным ресурсам.
3.7. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и
ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать
собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО, ООО и
СОО.
4. Компетенция образовательной организации при применении электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ
4.1. Школа вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии при реализации образовательных программ в предусмотренных Федеральным
законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании,
при проведении учебных занятий, лабораторных и практических занятий, текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
4.2. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения,

дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного
выбора. Регламент организации обучения ребенка с использованием дистанционных
образовательных технологий в приложении № 1.
4.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная
организация:
- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно- хозяйственных
работников;
- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных
консультаций,
оказываемых
дистанционно
с
использованием
информационных и телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных
занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и
внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в
соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных», Федерального закона от 22.10.2004 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской
Федерации».
4.4. Школа вправе организовать электронное обучение и (или) обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий во время карантина, при отмене
занятий по причине плохих погодных условий или во время эпидемиологических вспышек, в
период действия ограничительных мер, связанных с ухудшением эпидемиологической
ситуации, в период отсутствия учителя в школе и невозможности обеспечить замену учителя,
а также по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, не имеющим возможности очно присутствовать на уроках (обучающиеся,
проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах;
обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; обучающиеся,
пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях,
конкурсах);
4.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа вправе не
предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия
педагогического работника с обучающимся в аудитории.
4.6. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных
организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения
мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
4.7. Для организации электронного обучения и (или) обучения с использованием

дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие ресурсы:
- федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «Моя школа») и
информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (ИКОП «Сферум»),
создающие условия для организации звонков и групповых аудио- и видеозвонков для проведения
уроков и родительских собраний, а также для получения доступа к цифровым сервисам и учебным
материалам;
- платформы (сервисы): Я-класс, РЭШ, Учи.ру, Яндекс.Учебник; Медиатека «Просвещение»;

4.8. Школа вправе организовать обучение с использованием дистанционных
образовательных технологий в смешанном формате: часть уроков основного расписания
проводится в режиме офлайн, часть уроков – в режиме онлайн, но не более 4-х уроков в день
в режиме онлайн.
5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий
5.1. Основанием для организации дистанционного обучения является приказ директора
школы.
5.2. Для обеспечения электронного обучения с применением дистанционных
технологий Школа:
- оказывает информационную поддержку обучающимся, родителям (законным
представителям), в том числе знакомит с необходимыми дистанционными ресурсами;
- осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации
педагогов как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и
опосредованно;
- осуществляет контроль процесса электронного обучения и обучения с применением
дистанционных технологий, анализ и учет результатов дистанционного обучения;
- при оценке результатов обучения образовательная организация обеспечивает контроль
соблюдения условий проведения оценочных мероприятий.
5.3. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в образовательной организации
осуществляется по двум моделям:
- модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися;
- модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися.
5.4. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное
обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция
объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения,
базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и
современными учебными средствами (режим онлайн: с использованием программного
обеспечения, предоставляющее возможность организации видеосвязи, указанных в п. 4.7
настоящего Положения).
5.5. Опосредованное взаимодействие педагога:
− в режиме офлайн: с использованием существующих общедоступных платформ
(сервисов), указанных в п. 4.7. настоящего Положения; с размещением учебных материалов
на облачных ресурсах; консультирование через внутреннюю почту АИС «Сетевой город.
Образование», электронную почту учителя и учащегося; самостоятельное обучение с
использованием учебников и учебных пособий (на бумажных носителях);
- «пакетный» вариант (в случае отсутствия доступа к электронным ресурсам) -

самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на бумажных
носителях), оформление заданий на бумажных носителях.
5.6. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут
документацию: заполняют электронные журналы успеваемости, выставляют в электронный
журнал отметки.
5.7. При заполнении электронного журнала в период организации образовательного
процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий учитель создает в электронном журнале «дистанционный урок». В графе «тема
задания» записывает тему с указанием «дистанционное обучение». Например: Первый и
второй признаки равенства треугольников (дистанционное обучение).
5.8. Учитель обязан заблаговременно разместить в электронном журнале ссылку на
онлайн-урок, размещать домашнее задания, дополнительные материалы, указывать сроки
сдачи заданий.
5.9. Учитель обязан проверять выполненные обучающимися задания, комментировать
их и давать в другой форме обратную связь обучающимся и родителям (законным
представителям).
5.10. Оценивание учебных достижений обучающихся при обучении с применением
дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с системой
оценивания, применяемой в образовательной организации.
5.11. При планировании содержания учебной деятельности и составлении расписания
электронных занятий учитель должен соблюдать требования санитарных правил и
гигиенические нормативы при работе с электронными средствами обучения:
5.12. Продолжительность урока для обучающихся IXI классов 30 минут.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора
непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна
превышать:
- для обучающихся в I–IV классах – 15 мин;
- для обучающихся в V–VII классах – 20 мин;
- для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин;
- для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на втором
– 20 мин.
5.13. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться
гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз
должна проводиться во время перемен. Для профилактики нарушений осанки во время
занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее
физкультминутки).
5.14. Во время перемен обучающимся следует проводить сквозное проветривание с
обязательным выходом из помещения.

6. Заключительное положение
6.1. Настоящее Положение вводится в действие со дня утверждения приказом по
Школе.
6.2. Положение доводится до сведения всех заинтересованных лиц через
информационные системы общего пользования.

6.3. Родители (законные представители) обучающихся обязаны осуществлять контроль
выполнения обучающимися домашних заданий и участия в онлайн-уроках
6.4. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и дополнений
в Положение осуществляется в общем порядке, предусмотренном Уставом Школы

Приложение 1
Регламент организации обучения ребенка с использованием дистанционных
образовательных технологий
1. Действия обучающегося при организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий
1.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей поддержку
дистанционного обучения.
1.2. Заходить каждый день в электронный дневник, в котором в соответствии с
расписанием выкладываются ссылки на обучающие материалы и задания для самостоятельной
работы, а также ссылки на онлайн-уроки (могут дублироваться классным руководителем в
группы мессенджеры родителям (законного представителя) и учащимся (при наличии)).
Обучающие материалы включают видеоматериалы и сценарии уроков, библиотеки РЭШ,
тесты, собственные материалы учителя и материалы сторонних ресурсов (Просвещение,
Яндекс Учебник, Учи.Ру и др.), с которыми обучающийся работает самостоятельно.
1.3. Выполнять задания по указаниям учителя и в срок, который учитель установил.
1.5. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку
посредством почты АИС «Сетевой город», электронной почты или через другие средства
сообщения, которые определил учитель.
1.6. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ на
следующий рабочий день после того, как отправил работу на проверку.
2. Алгоритм организации обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий (пакетный вариант)
2.1. Учитель готовит пакет материалов инструкции к заданиям на определенный период
(3 дня, неделя), в том числе задания по учебнику, письменное выполнение заданий в тетрадях.
2.2. Классный руководитель обеспечивает выдачу пакета заданий (через личную
встречу с обучающимся, родителями, оставляет на вахте школы – родители забирают задания)
2.3. Учащийся к указанным срокам выполняет задания самостоятельно.
2.4. Учащийся или родители предоставляют учителям выполненные задания (через
личную встречу с учителями (по договоренности с учителями), оставляют на вахте школы)
3. Действия учителя при дистанционном обучении
3.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей поддержку
дистанционного обучения.
3.2. В соответствии с расписанием накануне создает в электронном журнале
«дистанционный урок».
3.3. В графу «домашнее задание» выкладывает ссылки на онлайн-уроки/обучающие
материалы, а также размещает домашнее задание, дополнительные материалы, указывает
сроки сдачи заданий.
3.4. Учитель проверяет выполненные обучающимися задания в сроки, указанные в
Регламенте ведения электронного журнала, своевременно выставляет отметки в журнал.
3.5. Осуществляет обратную связь с обучающимися, дает текстовые или аудиорецензии
обучающимся и/или родителям (законным представителям)
3.6. Планирует занятия с учетом системы дистанционного обучения и в соответствии с
нормами СанПиН.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».