Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 1 г. Южно-Сахалинск Рабочая программа воспитателя группы продленного дня на 2023 – 2024 учебный год Составитель: Жавнерчик Анастасия Николаевна Южно- Сахалинск, 2023 2 I. Пояснительная записка. Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия творческой индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом. В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям. Рабочая программа ГПД составлена в соответствии с: 1. Законом от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред. от 23.057.2013) «Об образовании»; 2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС. В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников группы продленного дня (ГПД) с обучающихся 1 класса в условиях общеобразовательного учреждения, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка,) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов развития, экскурсии, походы, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся. Данная программа предлагается для работы с детьми в условиях общеобразовательных школ. Программа рассчитана на учащихся начальной школы 6,5-8 лет, прибывающих в группе продлённого дня. Программа рассчитана на 1 год. Цели и задачи программы. Цель: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные 3 знания в жизненной ситуации. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Задачи: 1. Воспитывать духовное единство между детьми и воспитателем, устанавливать взаимное доверие; 2. Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; 3. Изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование; 4. Воспитание коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация; 5. Реализация интересов и прав каждого воспитанника на социально-значимую и разнообразную деятельность; 6. развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; 7. стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. II. Общая характеристика. Деятельность ГПД строится по следующим основным направлениям работы: Духовно – нравственное. Цель - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи: В области формирования личностной культуры: 1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; 2. Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; 3. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 4. Формирование нравственного смысла учения; 5. Формирование основ позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; 6. Принятие детьми национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 4 8. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; В области формирования социальной культуры: 1. Формирование основ российской гражданской идентичности; 2. Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; 3. Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; 4. Формирование патриотизма и гражданской солидарности; 5. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; 6. Укрепление доверия к другим людям; 7. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; 8. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; В области формирования семейной культуры: 1. Формирование отношения к семье как основе российского общества; 2. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; 3. Формирование представления о семейных ценностях; 4. Знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Спортивно – оздоровительное Цели - формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Задачи: Формирование: 1. Представлений о основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; 2. Навыков конструктивного общения; 3. Потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Обучение: 1. Осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; 2. Правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; 3. элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); Художественно – эстетическое Цели - развитие способностей, общих и художественно-творческих, формирование способностей к мыслительной деятельности, развитие личности детей, воспитание творческого начала и интереса к искусству. 5 Задачи: 1. Научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности; 2. Развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты; 3. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Научно – познавательное Цель - развивать познавательные способности у детей школьного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные: 1. Включение детей в познавательно - исследовательскую деятельность; 2. Расширение кругозора. Развивающие: 1. Развитие у детей предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости); 2. Развитие психических познавательных процессов. Воспитательные: 1. Воспитание творческой, самостоятельной личности; 2. Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда; 3. Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка; 4. Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру. Военно-патриотическое Цель - развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовнонравственных и социальных ценностей, формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к высокой ответственности и дисциплинированности. Задачи: 1. Проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания детей; 2. Развитие у детей верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству. Общественно – полезное Цель – вовлечение детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия Задачи: 1. Осознание воспитанниками о необходимости общественно – полезной деятельности; 2. Воспитание мотивов общественно – полезной деятельности; 3. Формирование трудовых умений и навыков. 6 III. Результаты освоения программы. Универсальные учебные действия: Личностными результатами программы являются: 1. Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека; 2. Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье; 3. Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье; 4. Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации; 5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; 6. Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья; 7. Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и укрепления здоровья. Метапредметные результаты: 1. Применять изученные способы работы с дополнительной литературой; 2. Действовать в соответствии с общепринятыми правилами; 3. Участвовать в решении проблемных вопросов; 4. Высказывать собственное мнение и аргументировать его; 5. Выполнять пробное учебное действие; 6. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; 7. Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки); 8. Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Ожидаемые результаты: 1. Повышение качества обучения учащихся; 2. Развитие индивидуальности учащихся; 3. Развитие интереса к изучаемым предметам; 4. Развитие самостоятельности; 5. Формирование полезных привычек. Деятельность ГПД. Цель - создать благоприятную обстановку для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности каждого ребёнка в успехе. Основные задачи: 1. Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности; 2. Создать условия для развития нравственных качеств личности; 3. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей. Задачами ГПД также являются: 1. Организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся; 2. Развитие интересов, способностей и дарований школьников, воспитание у них интереса к знаниям, пытливости и любознательности, инициативы и самостоятельности; 3. Способствовать сплочению ученического коллектива; 7 4. Формирование положительного отношения к учебе, потребность и способность выполнять учебные задания учителя; 5. Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире. Общие цели и задачи режимных моментов в ГПД. Задачи воспитательной работы в ГПД в группе продлённого дня направлены на формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития. 1. Беседа с учителями. Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы уч-ся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся. 2. Приём в группу. Цель: сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по групповой комнате, выявление причины опоздания. 3. Беседа или предобеденная прогулка. Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора детей, привитие культуры поведения. 4. Обед. Цель: привитие навыков культурного поведения в школе, в столовой, за столом; соблюдение личной гигиены. 5. Прогулка, экскурсия. Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе, привитие любви к труду, к природе. 6. Самоподготовка. Цель: развитие умственных способностей учащихся, формирование общеучебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний; воспитание чувства взаимопомощи, товарищества 7. Подвижные игры. Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности. 8. Спортивный час, клубные часы, работа кружков, утренники, праздники. Цель: физическое совершенствование и укрепление здоровья учащихся, развитие интересов и способностей детей, воспитывать организованность, коллективизм, дружбу, чувство прекрасного, расширение кругозора учащихся. Гигиенические требования к организации работы ГПД. 1. Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно; 2. Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия; 3. Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются; 8 4. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей; 5. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма; 6. К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение, вызванное двигательной деятельностью, снизилось; Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе. Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарногигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам: 1. Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание); 2. Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр; 3. У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены; 4. Дети должны находиться на воздухе не менее 1,5 часов. 5. Спортивные занятия должны быть не менее 45 минут. 6. Приготовление домашнего задания. 7. Перерывы между уроками 10–15 минут. 8. В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики. Задачи на год. 1. Повышение качества выполнения домашних заданий; 2. Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом; 3. Активизация познавательной деятельности учащихся; 4. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД; 5. Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: (маме, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям); 6. Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого; 7. Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей; 8. Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания. Ежедневно: 1. Контроль за посещаемостью; 2. Контроль за поведением; 3. Контроль за самоподготовкой; 4. Контроль за питанием. 9 IV. Планирование работы в ГПД Дата Занятия По плану 04.09 05.09 06.09 07.09 08.09 11.09 12.09 13.09 14.09 15.09 18.09 19.09 20.09 21.09 22.09 25.09 26.09 27.09 28.09 29.09 02.10 03.10 04.10 05.10 06.10 09.10 10.10 11.10 12.10 13.10 16.10 15.10 18.10 19.10 20.10 23.10 24.10 25.10 26.10 27.10 07.11 08.11 По факту Игры на знакомство «Мы идём в поход», «Одно движение», «Лавина», «Пятка, ухо, нос». Создание правил группы продленного дня, плакат группы. Беседа «Правила дорожного движения», рисунок на тему ПДД. Конкурс рисунков «Мой первый день в школе». Лепка «Мой любимый герой». Праздник Ласкового обращения Игра «Собери портфель». Игры на сплочение «Молекулы», «Моё хобби» Час загадок «Как на нашей грядке выросли загадки». Игра « Что лишнее?». День пиратов Аппликация «Цыплята». Лепка «Животные». Настольные игры. Беседа «Уход за комнатными растениями». Развитие воображения: «Дорисуй предмет». Упражнение «Пружинки» Настольные игры. «Золотые краски осени». Конкурс рисунков. Викторина «Самый умный» Лепка «Осенний урожай». Плакат на тему «День учителя». Поделки из природного материала. Сочинение невероятных историй: «Что было бы,если…» Развитие умения вырезать детали. Упражнение «Обезьяна», «Олень». Упражнение «Графомоторика». Загадки «Лесовичка». Упражнение в соединении объектов линией. Упражнение «Животные». Рисование иллюстрации на тему: « Моя семья». Развитие внимания игра «Найди отличия». Поделка «Заяц из ладошки». «Цвета и оттенки», смешивание красок. Лепка из пластилина на свободную тему. Упражнение «Укрась узорами крылья бабочки». Поделка «Девушка-осень». Викторина «Сказочные животные». Беседа «Вспомним сказочных героев», лепка «Сказки». Работа с бумагой «Рыбка». Поделка «Космос в баночке». Викторина: «Угадай животное». Рисунок ватными палочками. Беседа «Как я провел каникулы». 10 09.11 10.11 13.11 14.11 15.11 16.11 17.11 20.11 21.11 22.11 23.11 24.11 27.11 28.11 29.11 30.11 01.12 04.12 05.12 06.12 07.12 08.12 11.12 12.12 13.12 14.12 15.12 18.12 19.12 20.12 21.12 22.12 25.12 26.12 27.12 28.12 29.12 09.01 10.01 11.01 12.01 15.01 16.01 17.01 18.01 19.01 22.01 Рисунок ватными палочками «Дерево». Настольные игры. Поделка «Паспорт». Упражнение на развитие внимательности и логики «Кораблики», «Слон», «Цифры». Рисование на тему «Несуществующее животное». Развитие памяти, речи, внимания. Игра «Пересказ по кругу». Разгадывание ребусов. Клубный час «Считалки и дразнилки». Поделка «Портфель». Игра «Продолжи сказку». Рисунок в пальчиковой технике. Упражнение «Дорисуй объект». Поделка «Осьминог». Рисунок «Школа будущего». Беседа «Уход за комнатными растениями». Объемная поделка «Кекс». Конкурс рисунков «Зимний пейзаж» Беседа «Профессии родителей». Витаминная беседа. Поделка «Венок из варежек». Лепка на новогоднюю тему. Расскажи свою любимую сказку. Акция «Украсим класс». Викторина «Мир вокруг нас» Лепка «Снегурочка», «Дед мороз». Новогодний Квест. Викторина «Загадки зимы». Упражнения на развитие внимательности и логики. Разгадывание новогодних ребусов. Работа в мастерской Деда мороза. Поделка «Дед Мороз из ватных дисков». Рисунок на тему «Мой новогодний подарок». 3д поделки «Животные» Уборка класса. Новогодняя поделка «Олень». Поэтапное рисование «Дед Мороз и Снегурочка». Настольные игры. Беседа «Как я проведу каникулы». «Как я провел зимние каникулы». Развитие воображения, упражнение «Животные из кругов». Беседа «Урок здоровья». Рисунок на тему «ЗОЖ». Объемная аппликация из полосок «Белка». Упражнение «Дорисуй портрет», «Дорисуй картинку». Клубный час «Кошка и собака – наши четвероногие друзья». Рисунок из ладони. Разыгрываем сказки. Беседа о деньгах. Оригами «Кошелёк». 11 23.01 24.01 25.01 26.01 29.01 30.01 31.01 01.02 02.02 05.02 06.02 07.02 08.02 09.02 19.02 20.02 21.02 22.02 26.02 27.02 28.02 29.02 01.03 04.03 05.03 06.03 07.03 11.03 12.03 13.03 14.03 15.03 18.03 19.03 20.03 21.03 22.03 01.04 02.04 03.04 04.04 05.04 08.04 03.04 10.04 11.04 12.04 15.04 16.04 17.04 Поделка «Фотоаппарат». Аппликация (обрыванием) Зима. Упражнение «Нарисуй по образцу». Поэтапное рисование «Животные». Чтение и обсуждение рассказов о животных. Животные из втулок. Урок здоровья. Викторина «Всё о здоровье». Беседа «Животные Сахалинской области». Трудовой десант «Чистые парты». Настольные, словесные игры. Поделка на 14 февраля «Сердце». Оригами «Собачка». Игры на внимание и развитие памяти «Что изменилось?» Клубный час «Великие изобретения». Упражнения на развитие логики и внимания. Поделка «Мишка с сердцем». Поздравительная открытка «Рубашка» Поделка «Четыре сезона». Разгадывание ребусов. Символы городов Сахалинской области. Поделка «Аист». Поговорим о профессиях. Плакат в 8 марта. Изготовление поздравительной открытки к 8 марта. Рисунок на экологическую тему. День сценок. Поделка «Цветы в горшочке». Урок здоровья. Осанка – стройная спина. Создание фигур из солёного теста. Упражнение «Развитие мыслительных операций». Аппликация «Карандаш-закладка» в отрывной технике. Конкурс рисунков «Весна в моем городе». ОБЖ Поведение у водоема весной. Математические загадки Аппликация «Дерево-Мозаика». Викторина «День смеха». Рисунок «Гжель» Упражнения на развитие логики, внимания и воображения. Поделка «Совушка». Загадки о временах года. Плакат ко дню космонавтики. Знакомство с копировальной бумагой. Рисунок на тему «Космос». Загадки о космосе. Аппликация «Пицца». Ребусы и кроссворды. Рисунок пластилиномю Аппликация «День Космонавтики» Конкурс рисунков «Моя Россия». Урок здоровья «Спорт и здоровье». Настольные игры, конструктор. 12 18.04 22.04 23.04 24.04 25.04 26.04 29.04 30.04 02.05 03.05 06.05 07.05 08.05 13.05 14.05 15.05 16.05 17.05 20.05 21.05 22.05 23.05 24.05 Разгадывание ребусов. Развитие речи. Игры «Назови одним словом», «Скажи наоборот». Поделка «Пазл». Игра «Что? Где? Когда? (о животных). Развитие речи. Игра «Аналогии». Поделка «Цыплёнок-фонарик». ОБЖ «Внимание: клещи! Клубный час «День Победы». Рисунок на военную тему. Создание плаката ко дню победы. Открытка к 9 мая. Викторина «Летняя». Поделка «Бабочка из трубочек». Беседа «ПДД». Аппликация ингредиенты для борща. Природные достопримечательности Сахалинской области. Поделка «Лимонад» с использованием губки и трубочек. Задачи с улыбкой. Разгадывание ребусов. Конкурс рисунков на асфальте, тема «Мои каникулы». Уборка класса. Поделка из бумажного стакана. Беседа. Я – на каникулах. V. Учебно-методическая литература для учителя 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.). 2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897]. 3. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000. 4. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с. 5. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983 6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения). 7. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996. 8. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999. 9. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. 10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения). 13 11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 12. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г. 13. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г. 14. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на Дону. 2008г.