Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Южно-Сахалинска УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 1 от 30.08.2023 № 373-п ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО). 1. Общие положения 1.1. Настоящее «Положение о внутренней системе оценки качества образования» (далее — Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в МАОУ СОШ № 1 (далее — внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур оценки качества образования) и общественное участие в оценке качества образования. 1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации: Ф3 №273 "Закон об образовании в РФ"; Приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией"; постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации и обновления информации об образовательной организации"; постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"; постановлением Правительства РФ от 20.08,2013 № 719 "О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования"; методическими рекомендациями по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (утверждены МО и Н РФ 14.10.2013); Основными образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования, Уставом МАОУ СОШ № 1 и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой методологической и концептуальной основе оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы общего образования и направлена на обеспечение качества образования. 1.4. Целью ВСОКО является сбор информации об образовательной деятельности, ее анализ, принятие управленческих решений, направленных на создание условий для повышения качества образования. 1.5. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС являются: оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур; оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур. 1.6. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации. 1.7. Основными задачами ВСОКО являются: – формирование единых критериев и подходов в измерении качества образования, – определение показателей для измерения результатов образовательных достижений обучающихся, качества условий, качества образовательной деятельности, – создание банка стандартизированных контрольно-измерительных материалов по всем направлениям ВСОКО, – содействие повышению квалификации педагогических работников по вопросам контрольно-оценочной деятельности, – обеспечение методического, технического и информационного сопровождения процедур оценки качества образования, – обеспечение хранения и распределенного доступа к информации о результатах оценки качества образования всех пользователей. – определение степени соответствия условий, процессов и результатов требованиям ФГОС – расширение степени участия органов общественно-государственного управления в оценке качества результатов обучения; – обеспечение обучения общественных экспертов, в том числе из родительской общественности для обеспечения оценки качества образования. 1.8. В настоящем Положении используются следующие термины: – качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. оценка качества образования – процесс определения степени соответствия образовательных результатов, образовательного процесса, обеспечения условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучающихся и их родителей с помощью диагностических и оценочных процедур; проводится в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, информационной открытости системы образования, мониторинга системы образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, независимой оценки качества образования. мониторинг – систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. экспертиза – изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности, в т.ч. с привлечением независимых экспертов измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. стартовая диагностика - процедура оценки готовности к обучению на данном уровне образования. текущая оценка - процедура оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. тематическая оценка - процедура оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. портфолио - процедура оценки динамики учебной и творческой активности учащегося. промежуточная аттестация – процедура аттестации обучающихся в конце каждой четверти (полугодия ) по каждому изучаемому предмету. 1.9. Оценка качества образования осуществляется посредством процедур внутренней и внешней оценки: Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. К внешним процедурам относятся: государственная итоговая аттестация, независимая оценка качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней, включая Всероссийские проверочные работы (ВПР), диагностические работы (ДР) 1.10. Субъектами ВСОКО являются: – администрация, – методические объединения учителей-предметников, – учителя-предметники, – обучающиеся, – родители (законные представители) 1.10.1. Администрация – Ежегодно проводит самообследование и публикует отчет о самообследовании на сайте школы. – Анализирует и утверждает Рабочие программы учителей, включая анализ календарно-тематического планирования. – Формирует график мониторинга результатов освоения основной образовательной программы (включая процедуры внешнего мониторинга). Публикует график мониторинга на сайте школы. – Осуществляет внутришкольный мониторинг. – Анализирует результаты, осуществляет прогноз повышения качества образования и формирует управленческие решения по реализации прогноза. – Организует и проводит экспертизу образовательных результатов по заявлению родителей. – Формирует план повышения квалификации учителей с целью совершенствования компетенций в контрольно-оценочной деятельности. – Размещает на сайте информацию о результатах внутренней оценки качества образования. 1.10.2. Методические объединения – Организуют и консультируют работу учителей по составлению Рабочих программ, календарно-тематического планирования. – Вносят предложения в график мониторинга образовательных результатов. – Принимают участие в анализе результатов образовательных достижений. 1.10.3. Учитель – Разрабатывает рабочие программы по предмету и календарно-тематическое планирование. – Повышает свой профессиональный, осваивает современные технологии в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. – Осуществляет оценку предметных результатов в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки в соответствии с содержанием календарно-тематического планирования. – Своевременно вносит отметки в электронный журнал (ЭЖ), формирует в электронном журнале календарно-тематическое планирование в соответствии с Регламентом ведении электронного журнала, формирует график контрольных работ. – Принимает участие в анализе результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, внешней экспертизы, административного контроля. – Выполняет управленческие решения по коррекции полученных результатов обучения. – Формирует у учащихся умения самоконтроля и самооценки своей деятельности. 1.10.3. Родители – Осуществляют контроль за результатами освоения планируемых результатов обучения по ЭЖ и посредством личного общения с учителями. – Получают информацию о графике мониторинга результатов обучения и содержании (спецификации) предстоящей работы. – Получают информацию о результатах ВСОКО и внешнего мониторинга результатов обучения и принимают участие в выработке решений, направленных на повышение качества образования. – Принимают участие в качестве общественных наблюдателей при проведении оценочных процедур. 1.10.4. Обучающиеся – Осуществляют самоконтроль за результатами обучения по ЭЖ. – Формируют с помощью учителя умения, способы действия для осуществления самоконтроля и самооценки. – Своевременно получают информацию о сроках проведения внутреннего и внешнего мониторинга и содержании планируемых работ (демоверсии КИМов). – После проведения процедуры оценки получают информацию о результатах внутреннего и внешнего мониторинга результатов обучения. 1.11. Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры: – оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; – оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения; – оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся. 2. Порядок осуществления ВСОКО 2.1. Анализ результатов деятельности школы в соответствии с направлением. 2.2. Планирование объектов контроля и составление графика проведения мониторингов и специальных исследований. 2.3. Определение методов контроля. 2.4. Разработка критериев оценки результатов, индикаторов оценки. 2.5. Назначение исполнителей и ответственных за проведение оценочных процедур. 2.6. Анализ результатов. 2.7. Представление результатов в форме документа. 2.8. Принятие управленческого решения. 2.9. Размещение данных о результатах оценки качества образования на сайте, в электронном журнале. 3.Реализация внутренней оценки качества образования 3.1. Реализация внутренней оценки качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 3.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе оценки качества образовательных результатов, качества образовательного процесса и качества условий, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 3.3. Предметом внутренней системы оценки качества образования являются: 1. Качество образовательных результатов: • предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутреннего мониторинга и внешней диагностики, в т. ч. ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, ДР и др.); • метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); • личностные результаты, включая показатели, проявляющихся в: соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; сформированности ценностно-смысловых установках обучающихся. • результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования (при наличии дошкольного отделения); • здоровье учащихся (динамика); • достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; • удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 2. Качество реализации образовательного процесса: • основные образовательные программы (соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) и контингенту учащихся); • дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей); • реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС); • качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; • качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); • удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе. 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: • материально-техническое обеспечение; • информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебнометодическое обеспечение); • санитарно-гигиенические и эстетические условия; • медицинское сопровождение и общественное питание; • психологический климат в ОУ; • использование социальной сферы микрорайона и города; • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов); • общественно-государственное управление (Управляющий совет, педагогический совет, родительские комитеты, Школьный парламент) и стимулирование качества образования; • документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития школы). 3.4. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 3.5. В качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение результатов деятельности школы, привлекаются ресурсы электронного журнала. 4. Объекты оценки и показатели ( в том числе ресурсы электронного журнала) Объекты оценки Предметные результаты обучения Метапредмет ные результаты обучения Личностные результаты Здоровье учащихся Достижения учащихся на конкурсах, соревнования х, олимпиадах Показатели 1. Качество образовательных результатов Доля неуспевающих, доля учащихся на «5», доля учащихся на «4» и «5», средний процент выполнения заданий административных и текущих контрольных работ, доля учащихся, не освоивших требования стандарта, таблицы с данными предметных результатов обучения для всех классов школы. Сравнение с данными внешней диагностики (в т. ч. ВПР, ОГЭ и ЕГЭ) для части предметов Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Сравнение с данными внешней диагностики Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Сравнение с данными внешней диагностики Доля учащихся, имеющих отклонение в здоровье (по группам здоровья), их динамика. Доля учащихся, которые занимаются спортом. Процент пропусков уроков по болезни Доля участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: ОУ, города, области, России, международном уровне. Доля победителей (призеров) на уровне: ОУ, города, области, России, международном уровне. Доля участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: города, области, России, международном уровне. Доля победителей спортивных соревнований на уровне: города, России. Удовлетворен Доля родителей, положительно высказавшихся по ность каждому предмету и отдельно по личностным и родителей метапредметным результатам обучения качеством образователь Ресурсы электронного журнала и другие источники информации Аналитическая программа электронного журнала. Данные внешней диагностики Анонимное анкетирование через систему электронного журнала. Мониторинговое исследование. Мониторинговое исследование. Анкетирование. Данные электронного журнала Справки о результатах Анонимное анкетирование через систему электронного журнала ных результатов Основные образователь ные программы Дополнитель ные образователь ные программы Реализация учебных планов и рабочих программ Качество уроков и индивидуаль ной работы с учащимися 2. Качество реализации образовательного процесса Соответствие образовательной программы Внешняя экспертиза требованиям ФГОС и контингенту учащихся Статистические данные о запросах и пожеланиях со стороны родителей и учащихся. Доля учащихся, занимающихся по программам дополнительного образования Анонимное анкетирование через систему электронного журнала Соответствие учебных планов и рабочих программ, в Внутренняя том числе календарно-тематического планирования, экспертиза требованиям ФГОС Анализ уроков, системный анализ результатов деятельности учителя. Число взаимопосещений уроков учителями. Число часов дополнительных занятий с отстающими учащимися Аналитическая программа электронного журнала. Экспертиза, наблюдение Доля родителей каждого класса, положительно Анонимное высказавшихся по каждому предмету и отдельно о анкетирование через классном руководстве систему электронного журнала Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство) Удовлетворен Доля учеников и их родителей (законных Анонимное ность представителей) каждого класса, положительно анкетирование через учеников и их высказавшихся по каждому предмету и отдельно о систему родителей различных видах условий жизнедеятельности ОУ электронного уроками и журнала условиями в школе 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс Материально- Соответствие материально-технического обеспечения Внутренняя техническое требованиям ФГОС. экспертиза. обеспечение Удовлетворенность родителей Анонимное анкетирование через систему электронного журнала Информацио Соответствие информационно-методических условий Внутренняя ннотребованиям ФГОС. экспертиза. методическое Удовлетворенность родителей Анонимное обеспечение анкетирование через (включая систему средства электронного ИКТ) журнала Санитарногигиенически еи эстетические условия Медицинское сопровожден ие и общественное питание Психологичес кий климат в ОУ Взаимодейств ие с социальной сферой микрорайона и города Кадровое обеспечение Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе Анонимное анкетирование через систему электронного журнала Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о медицинском сопровождении и общественном питании Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате (данные собираются по классам) Доля учеников, родителей и педагогов, положительно высказавшихся об уровне взаимодействия с социальной сферой микрорайона и города Укомплектованность педагогическими кадрами, Аналитическая имеющими необходимую квалификацию, по каждому программа из предметов учебного плана. электронного Доля педагогических работников, имеющих первую журнала на основе квалификационную категорию. данных портфолио Доля педагогических работников, имеющих высшую педагогических квалификационную категорию. работников Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации. Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях. Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы Общественно Доля учеников, родителей и педагогов, положительно Анонимное высказавшихся об уровне общественно- анкетирование. государствен государственного управления в школе. Экспертиза. ное Доля учащихся, участвующих в ученическом Анонимное управление и самоуправлении. анкетирование через стимулирован Доля родителей, участвующих в работе родительских систему ие качества комитетов, совета ОУ. электронного образования Доля педагогов, положительно высказавшихся о журнала системе морального и материального стимулирования качества образования Документооб Соответствие требованиям к документообороту. Экспертиза орот и Полнота нормативно-правового обеспечения нормативноправовое обеспечение 4.1. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы ВСОКО показателей определяется набор наиболее значимых из них, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. 4.2. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, устанавливаются в плане ВСОКО 5.3. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: основным потребителям результатов ВСОКО; средствам массовой информации через публичный доклад директора школы; размещение аналитических материалов, результатов оценки качества, данных самообследования образования на официальном сайте школы.