Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Южно-Сахалинска СОГЛАСОВАНО Председатель Управляющего Совета _____________Пильгуй Е.Н. РАССМОТРЕНО на педагогическом совете УТВЕРЖДЕНО Протокол от 30.08.2023 Приказ от 30.08.2023г. № 373-п №1 ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 286; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 287; - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; - Федеральными образовательными программами (далее - ФОП) начального общего, основного общего, среднего общего образования; - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"; - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность"; - Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения, Рособрнадзора, - Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства Просвещения, Рособрнадзора, - Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании их дубликатов, - Уставом МАОУ СОШ № 1 города Южно-Сахалинска 1.2. В данном Положении использованы следующие определения: - оценка учебных достижений — это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям; оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения обучающихся; - отметка — это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся школы в баллах; - текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая педагогическим работником на уроках (учебных занятиях) в соответствии с образовательной программой; - промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения образовательной программы соответствующего уровня, в том числе отдельной ее части, учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы и является основанием для решения вопроса о переводе обучающегося в следующих класс. - итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. 1.3. Положение является локальным нормативным актом ОО, регулирующим периодичность, порядок, систему оценивания и формы проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 1.4. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются в электронном журнале и дневнике. 1.5.Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся, определенных в ФОП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. 1.6. ОО обеспечивает мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся. 1.7. Обучающиеся в форме семейного образования и самообразования зачисляются в ОО на период прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 1.8. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью внутренней системы оценки качества образования и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.9. Инструментом внутренней системы оценки качества образования также являются внешние оценочные процедуры, такие, как Всероссийские проверочные работы (ВПР), диагностические, мониторинговые работы (ДР и МР), которые четко регламентированы и их оценка независима. 1.10. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой процедуру оценки уровня достижения планируемых результатов по теме. 1.11. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в установленном ОО порядке. 1.12.В течение учебного дня для одних и тех же обучающихся может быть проведено не более одной контрольной работы. В течение учебной недели: - для обучающихся 2-4-х классов может быть проведено не более трех контрольных работ; - для обучающихся 5-8-х классов — не более четырех контрольных работ; - для обучающихся 9-11-х классов — не более пяти контрольных работ. 1.13. В качестве результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут быть учтены результаты, полученные в иных образовательных организациях как в очной, так и в дистанционной формах. 1.14. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, являются документальной основой для составления ежегодного отчета о самообследовании, и публикуются на официальном сайте Школы в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона "О персональных данных". 1.15. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, учащиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления Школой, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, учредитель. 1.16. Настоящее Положение рассматривается на заседании педагогического совета Школы, согласуется с Управляющим советом и утверждается приказом директора. я (или) 1.17. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменении дополнения. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях: - определения уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; - своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса; -контроль готовности учащихся 9х и 11х классов к государственной итоговой аттестации; -своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся и оказание им помощи в освоении программного материала; - информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах обучения. 2.2. Текущий контроль и фиксация его результатов в электронном журнале осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть основной образовательной программы. 2.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года, обучающихся второго класса в течение первой четверти, осуществляется без балльного оценивания. 2.4. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется по четырёхбалльной системе оценивания. 2.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.6. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится: - поурочно, - потемно, - по изучении раздела, по учебным четвертям в 2-9 классах, по полугодиям в 10-11 классах. 2.7. Формами текущего контроля усвоения содержания учебных программ, учащимися являются: — письменная проверка (домашние, проверочные, самостоятельные, лабораторные, практические, контрольные, творческие, комбинированные, исследовательские, диагностические работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, терминологический диктант, эссе, реферат, проект, конспект, виртуальный практикум) — устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, выразительное чтение (в том числе наизусть), доклад, устное сообщение, защита проекта). 2.8. В ходе текущего контроля успеваемости учащихся применяется четырехбалльная система оценивания в виде отметки в баллах: 5-"отлично", 4-"хорошо", 3-"удовлетворительно",2"неудовлетворительно". 2.9. Устанавливаются следующие нормы оценок по предметам: - Отметка "5" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебного предмета; выделят главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, выполняет их уверенно и аккуратно. - Отметка "4" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебного предмета; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки. Примечание: Знания, оцениваемые баллами "4" и "5", как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них следствий. - Отметка "3" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного уровня учебного предмета, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом "З", зачастую сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий. - Отметка "2" ставится, когда у учащегося имеются представления об изучаемом материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. 2.10. Формы текущего контроля успеваемости, осуществляемого поурочно, определяются учителем самостоятельно, формы текущего контроля, осуществляемого потемно и по изучении раздела, определяются рабочей программой учебного предмета. 2.11. Отметки, полученные учащимися в ходе текущего контроля, выставляются в электронный журнал. 2.12. Текущий контроль успеваемости учащихся, временно находящихся в санаторных, медицинских и иных организациях, осуществляется на основе представленных документов из этих учебных заведений. 2.13. Документы о результатах текущего контроля успеваемости, выданные в санаторных, медицинских и иных организациях, хранятся в личном деле в течении учебного года. 2.14. Проведение текущего контроля с выставлением неудовлетворительной отметки не допускается сразу после длительного пропуска занятий учащимся по уважительной причине, на первом уроке после каникул. 2.15. Устанавливается следующий порядок выставления отметок по результатам текущего контроля за четверть/полугодие: 2.15.1. Отметка учащимся по итогам успеваемости за четверть /полугодие выставляется в классный журнал учащегося не позднее, чем за 2 календарных дня до окончания четверти (полугодия, за исключением случаев, когда учащийся имеет средний балл: 2,5; 3,5, 4,5. 2.15.2. Отметки учащихся за четверть/полугодие выставляются как среднее арифметическое отметок, полученных в ходе текущего контроля успеваемости, который осуществлялся поурочно, потемно и по изучении разделов с учетом приоритета отметок за проверочные, контрольные и диагностические работы. 2.15.3. Отметки учащихся за четверть/полугодие должны быть обоснованы. Чтобы объективно оценить учащихся, необходимо не менее 3-х (в 10-11 классах не менее 4-х) отметок при одночасовой недельной учебной нагрузке по предмету, не менее 4-5 отметок (в 10-11 классах не менее 8-9) при двухчасовой недельной учебной нагрузке и более 7-9 (для 10-11х классов) при учебной нагрузке более двух часов в неделю с учетом результатов выполнения контрольных мероприятий за отчетный период, предусмотренных рабочей программой учебного предмета. 2.15.4. Учащимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, более 75% от общего количества уроков в четверти/ полугодии и не имеющим минимального количества отметок для выставления четвертной/полугодовой отметки, отметка за четверть/полугодие по учебному предмету не выставляется, данные учащиеся не считаются неуспевающими, текущий контроль указанных учащихся осуществляется в индивидуальном порядке. Заместитель директора совместно с учителями-предметниками составляет график зачетных мероприятий по предметам, который утверждается приказом директора и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). 2.15.5. Результаты зачетов по учебному предмету оформляются в форме протокола. Данные результаты являются основанием для выставления четвертной/полугодовой отметки учащимся в электронный журнал. 2.16. С целью информирования учащихся и их родителей (законных представителей) о результатах текущего контроля успеваемости, предоставления возможности учащимся улучшить отметки за четверть / полугодие, предусматривается предварительное выставление четвертных/полугодовых отметок учителями-предметниками по каждому предмету учебного плана за две недели до окончания четверти/полугодия. 2.17. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) предварительные отметки за четверть/полугодие путем их выставления в дневник учащихся. 2.18. Заместитель директора контролирует ход текущего контроля успеваемости учащихся, при необходимости оказывает методическую помощь учителю в его проведении. 3. Промежуточная аттестация обучающихся 3.1. Освоение образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией учащихся. 3.1.1. Целью промежуточной аттестации учащихся 2-9, 10-11 классов является получение объективной информации о состоянии образовательных результатов, учащихся за год для осуществления коррекции образовательного процесса и обеспечения эффективности управления качеством образования. 3.1.2. Задачами промежуточной аттестации являются: - установление фактического уровня сформированности образовательных результатов учащихся за учебный год, соотнесение этого уровня требованиям ФГОС общего образования. - мониторинг динамики достижения образовательных результатов учащимися, классами, параллелями классов, Школой в целом, - коррекция образовательного процесса на основе полученной информации с целью повышения качества образования. 3.2. Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят все учащиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования во всех формах обучения, в том числе учащиеся, осваивающие образовательные программы по индивидуальным учебным планам. 3.3. Формой промежуточной аттестации является выведение годовой отметки как среднее арифметическое отметок по итогам учебных четвертей с применением правил математического округления дробной части до целого числа. 3.4. Промежуточную аттестацию могут проходить по заявлению родителей (законных представителей) учащиеся, осваивающие основные образовательные программы: - в форме семейного образования (далее — экстерны) учащиеся, обучающиеся на уровне начального и основного общего образования; - в форме самообразования (далее — экстерны) учащиеся, обучающиеся на уровне среднего общего образования. 3.5. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются: 3.5.1. Учителями-предметниками на страницах в классном журнале. 3.5.2. Классным руководителем в сводной ведомости успеваемости учащихся в классном журнале, в дневниках и/или электронных дневниках обучающихся, в личных делах обучающихся. 3.6. Отметки, полученные учащимися в ходе промежуточной аттестации, за текущий учебный год должны быть выставлены в электронные журналы во 2-11 классах за два дня до окончания учебного года. 3.7. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы соответствующего уровня образования или не прохождение промежуточной аттестации без уважительных причин признаются академической задолженностью. 3.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 3.9. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Порядок ликвидации регламентируется Положением о ликвидации академической задолженности. 3.10. Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года и прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся в следующий класс. 3.11. Перевод учащегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета. 3.12. В целях разрешения спорных вопросов при оценке результатов промежуточной аттестации в Школе родители в праве обратиться в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 3.13. Для пересмотра результатов промежуточной аттестации на основании письменного заявления родителей (законных представителей), учащегося, комиссия в форме собеседования в присутствии родителей (законных представителей) определяется соответствие отметки по предмету фактическому уровню знаний учащегося. Решение Конфликтной комиссии оформляется протоколом и является окончательным. 3.14. Заместитель директора обеспечивает объективность оценивания результатов контрольных мероприятий, проводит анализ по результатам промежуточной аттестации, знакомит с результатами анализа педагогический коллектив Школы. 3.15. Результаты анализа промежуточной аттестации учащихся используются для осуществления коррекции образовательного процесса и обеспечения эффективности управления качеством образования. 4. Промежуточная аттестация экстернов 4.1. Учащиеся, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную аттестацию в Школе. 4.2. Экстерны при прохождении промежуточной аттестации пользуются академическими правами учащихся по соответствующей общеобразовательной программе. 4.3. Зачисление экстерна для прохождения промежуточной аттестации осуществляется приказом директора Школы на основании заявления его родителей (законных представителей) в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Процедура зачисления экстерна для прохождения промежуточной аттестации в обязательном порядке предшествует процедура ознакомления его родителей (законных представителей) с настоящим Положением. По окончании прохождения промежуточной аттестации экстерн отчисляется из Школы соответствующим приказом директора. 4.4. Школа бесплатно предоставляет экстерну на время прохождения промежуточной аттестации учебники и учебные пособия, иные средства обучения из библиотечного фонда Школы при условии письменно выраженного согласия с Правилами их использования. 4.5. По желанию родителей (законных представителей) экстерну на безвозмездной основе может быть предоставлена помощь педагога-психолога Школы. 4.6. Промежуточная аттестация экстерна в Школе проводится: — в соответствии с расписанием, утвержденным директором за неделю до ее проведения; — предметной комиссией, в количестве не менее 3-х человек, персональный состав которой утверждается приказом директором Школы. 4.7. Ход и итоги проведения промежуточной аттестации экстерна оформляются соответствующим протоколом, который ведет секретарь указанной комиссии. Протокол подписывается всеми членами предметной комиссии промежуточной аттестации, его содержание доводится до сведения экстерна по проведению и его родителей (законных представителей) под роспись. 4.8. Экстерн имеет право оспорить результаты промежуточной аттестации, проведенной соответствующей комиссией Школы в установленном законодательством РФ порядке. 4.9. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну выдается справка установленного в Школе образца о результатах прохождения промежуточной аттестации по общеобразовательной программе общего образования соответствующего уровня за период. 4.10. В случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы общего образования соответствующего уровня, полученных экстерном при проведении промежуточной аттестации, экстерн имеет право пересдачи в порядке, установленном п. 3.7 - 3.8. настоящего Положения. 4.11. Экстерны, не ликвидировавшие в установленные сроки задолженности, могут быть приняты для продолжения обучения в Школу в соответствии с Порядком приема, установленным федеральным законодательством при наличии свободных мест. 4.12. В случае, если при прохождении экстерном промежуточной аттестации ни одна из дисциплин, выносимых на промежуточную аттестацию, не была и оценена аттестационной комиссией положительно, академические задолженности не были ликвидированы в соответствующие сроки, директор Школы сообщает о данном факте в компетентные органы местного самоуправления. 5. Итоговая аттестация учащихся 5.1 Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является обязательной. 5.2. К итоговой аттестации допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9, 11 класс не ниже удовлетворительных).